Начавшийся на пандемии кризис привел к сокращению в первой половине года на 26% строительных контрактов, заключенных госкомпаниями. Аналитики рассчитывают, что провал будет компенсирован до конца года, а по завершении пандемии активность государства в части создания крупных инфраструктурных проектов вырастет.
За первое полугодие в строительстве заключено 66,6 тыс. госконтрактов на общую сумму 2,15 трлн руб., подсчитало Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК). Это на 5,4% и 0,4% соответственно меньше, чем за тот же период прошлого года. Основной спад произошел за счет соглашений в рамках 223-ФЗ (регулирует закупки госкомпаний, естественных монополий и пр.). Их объем, по расчетам РАСК, упал на 26%, до 749 млрд руб., а количество — на 14,4%, до 23,3 тыс. Активность закупок для государственных и муниципальных нужд в рамках 44-ФЗ, наоборот, выросла: на 22,2% в деньгах, до 1,93 трлн руб., и на 0,1% по количеству, до 43,36 тыс.
Гендиректор РАСК Николай Алексеенко объясняет, что государственные и муниципальные закупки в целом жестче регламентированы с точки зрения сроков и бюджетов, в то время как госкомпании могли отложить процедуры «на более спокойное и удобное время». Самый выраженный спад по закупкам в рамках 223-ФЗ, по словам эксперта, пришелся как раз на второй квартал, когда число заключенных контрактов сократилось на 23% год к году, а их финансовых объем — на 36%.
Директор по направлению «Сопровождение строительных проектов» группы SRG Алексей Ефанов предполагает, что активность госкомпаний сместилась на второе полугодие: планы по освоению бюджетных средств для них никто не менял и не послаблял. Эта ситуация может привести к взрывному росту объема закупок по итогам второго полугодия. «Например, только контракты ГК "Автодор" по строительству участков скоростной трассы Москва—Казань, которые были расторгованы по 223-ФЗ на общую сумму почти 500 млрд руб., войдут в статистику по второму полугодию и разом скомпенсируют отставание первого»,— рассуждает он.
Аналитики РАСК не берутся прогнозировать итоги года на фоне непредсказуемой ситуации с коронавирусом, но надеются, что после пандемии объемы финансирования инфраструктурного строительства вырастут.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ