Автор проекта "Иркутские кварталы" Алексей Козьмин рассказал ИА IrkutskMedia об изменениях в генплане, транспортной разгрузке центра и перспективах развития Иркутска
Алексей Козьмин, автор проекта "Торговая ось Иркутска", получившей теперь название "Иркутские кварталы", с августа 2015 года является советником мэра Иркутска Дмитрия Бердникова по градостроительной политике. В новой должности он стал ответственным за комплексное развитие центральной части города и градостроительную политику. В интервью корр. ИА IrkutskMedia Алексей Козьмин рассказал о скорых преобразованиях центра Иркутска, решении транспортных проблем, будущем территории ЦПКиО, а также о том, почему генплан Иркутска снова дорабатывается.
– Алексей Павлович, с момента первого представления "Торговой оси" и до момента "Иркутских кварталов" прошло больше года. Произошли ли какие-то изменения в проекте за этот период?
– Там появилось больше общественных функций. Там и изначально была не только торговля. Были и жилье, и гостиницы, деловые, офисные здания, административные. Сейчас туда добавились общественные функции, то есть возникновение соответствующий центров. Один он будет или несколько – это еще будем смотреть, будем решать вопросы с земельными участками. Плюс по итогам обсуждения на разных площадках проект немного видоизменяется, но это скорее технические, рабочие моменты. Так всегда бывает, когда начинают детализировать концепцию.
Например, у нас нарисована гостиница, ситуация в сфере недвижимости меняется, в результате собственник уже другой объект хочет построить. Мы здесь будем идти навстречу, потому что проект реализуется за частные деньги и понятно, что невозможно заставить инвесторов строить по строгому указу.
– Какую роль играет бывший ЦПКиО в этом проекте? Какая его судьба предполагается и учитывается ли эта территория в проекте?
– Наша команда разработчиков сходится на мнении, что этот парк должен носить функцию такого места тихого отдыха для горожан, прогулок, может быть, пробежек. Это такая зеленая зона, благоустроенная, носящая статус мемориального парка. Там сохранились некоторые знаки мест захоронения, там можно поставить дополнительные знаки памяти, с обозначением мест, где были захоронены какие-то диаспоры, конфессии. Но несомненно, эта территория должна быть открыта для граждан. Там должна быть достаточно удобная инфраструктура, озеленение, за которым следят, не допускать зарастания, превращения в естественный лес. Освещение быть должно быть, конечно. То есть территория не должна маргинализироваться. Сейчас она такая. Но так тоже нельзя. Мы все прекрасно понимаем, что эта территория как кладбище не сохранилась. Если мы ее отпустим и ничего делать не будем, то там появятся асоциальные элементы, преступность и так далее. Эта территория живой должно быть. Поэтому я против названия "Иркутский некрополь", потому что это "Город мертвых". Но мы должны чтить память наши предков, это должно быть место памяти.
– Что же все-таки ждет центр города? Каким путем будет Иркутск развиваться?
– Пока, к сожалению, у большинства проектировщиков и чиновников преобладает концепция "города для машин".
Еще буквально год назад можно было слышать на конференции по транспорту в "Политехе" от представителей городской администрации сожаления, что нельзя расширить улицы в центре города обеспечив пропускную способность для машин. Однако мировая тенденция идет в обратном направлении. Опыт показывает, что расширение улично-дорожной сети везде приводит исключительно к увеличению трафика и ситуация не решается расширением дорог.
Поэтому начали регулировать трафик в отдельных местах города, давая возможность личным автомобилям двигаться достаточно свободно по специально проложенным обходным магистралям. Некоторые части города ограничиваются искусственно. То есть сужение улиц – это способ избежать движения транзитного транспорта. В России эти проекты уже начали реализовываться, например, в Москве. Задача для Иркутска – сделать так, чтобы в центре города у нас не было транзитного транспорта, чтобы очень было неудобно ехать транзитом из одного конца города в другой через центр. Если мы эту задачу решим, то количество трафика существенно снизится, можно будет расширять тротуарную часть, делать ставку на развитие общественного транспорта.
– То есть транзитные улицы в центре Иркутска уйдут в прошлое?
– Такая необходимость назрела давно. У нас в проекте "Иркутские кварталы" идет дискуссия с проектировщиками генерального плана города по поводу назначения улицы Софьи Перовской. Это один из камней преткновения, потому что классические проектировщики, особенно дорожники, говорят, что это должна быть общегородская транспортная магистраль, что по ней должен двигаться основной поток транспорта, иначе центр задохнется. Мы говорим наоборот, что нет, ни в коем случае нельзя пускать транзитный транспорт через центр города. Вообще эту улицу сделать пешеходной, то есть закрыть доступ и для личного транспорта.
– С чем связана такая позиция?
– Первое – это общая политика транспортная, которая не дает транзиту идти через центр города, "резать" его на части этими транспортными потоками. Второй момент – это то, что улица Софьи Перовской в нынешней конфигурации, в которой она показана в нынешнем генплане с выходом на перекресток Ленина-Седова-Тимирязева через Подгорную, магистраль упирается в этот перекресток и там будет просто коллапс, который никак не решен в нынешнем генплане. Никаких решений по этому вопросу у разработчиков нет. Поэтому мы считаем, что система должна быть примерно такая. Центр города мы защищаем от транзитного транспорта, но при том мы делаем такое транзитное кольцо, которое обходило бы центр города. Одновременно должна быть усилена роль общественного транспорта. Все это – задача для генпланистов, для транспортных инженеров.
– Какова, в таком случае, будет роль общественного транспорта?
– Общественный транспорт из центра выводить не нужно. Но, подчеркну, правильный общественный транспорт. Тот, который соответствует нагрузкам, который безопасен, комфортен. Это могут быть трамваи, троллейбусы с заменой подвижного состава. Это могут быть муниципальные автобусы большой вместимости, которые двигаются по расписанию.
Если мы посмотрим стоимость одной развязки автомобильной, которая сейчас составляет от 3 до 5 млрд рублей, двухуровневая развязка с организацией всех подъездов. На 3 млрд рублей мы можем поменять практически весь парк городского транспорта. Вопрос, что эффективнее? Мне кажется, что эффективнее общественный транспорт, туда надо двигаться.
– В администрации сейчас задумались над идеей ввести платные парковки в центре города. Если эта инициатива будет воплощено в жизнь, то в каком виде?
– Парковочная политика – это отдельная тема, достаточно интересная, надо сказать. На территории проекта "Иркутские кварталы" предусмотрено достаточно большое количество подземных паркингов, которые хотят делать собственники зданий. Но при этом я сторонник того, чтобы парковка в центральной части города была платной. Муниципальной, то есть, чтобы деньги шли в городскую казну. При этом должна быть дифференцированная тарифная политика, направленная на то, чтобы люди, приезжающие в центр ненадолго, могли припарковаться дешево. Это обеспечит трафик для магазинов и так далее. Один или два часа может быть вообще бесплатно. А дальше должна быть прогрессивная шкала. Чем дольше стоишь - тем больше платишь.
– Для чего это делается?
– Для того чтобы люди, которые ездят в центр города на работу, если их организация не обеспечила местом для парковки, значит им должно быть невыгодно. Основная проблема центральный парковок в том, что люди утром приезжают на работу, оставляют свои машину, она стоит до вечера. В итоге место занято, обочины заняты. Людям, которые приезжают в центр по каким-то срочным делам в администрацию, офис, им припарковаться негде. Такая прогрессивная шкала дает возможность убрать часть машин из центра города. Этих людей либо пересадить на общественный транспорт, либо для них предусмотреть парковки с оплатой предприятия. Политика должна быть гибкой, нужно вводить какие-то пилотные участки в городе, пробовать, смотреть, что получается.
– Сейчас трудности в плане инфраструктуры имеются не только в центральной части города, но и на окраинах. Как бороться с этим?
– Единый транспортный каркас должен быть. Здесь есть другая важная проблема – активная застройка окраин. Жилье не должно строиться где попало, где застройщик забрал себе каким-то образом сельскохозяйственные земли, перевел их в земли поселений, решил вопросы по генплану и начал строить. При этом ни сети не поведены, ни социальной инфраструктуры нет. Вопрос с детскими садами, школами, больницами не решен. Когда люди заселяются, то, как правило, не думают об этом. Потом возникают проблемы. Задача властей заниматься этой темой. Предусматривать все еще до того, как началось строительство. Соответственно, должны определяться участки, где нельзя и где можно строить, а не подстраиваться под каждого собственника земельного участка. Для этого городу нужен хороший генеральный план.
– Его как раз направили на доработку. Что же послужило причиной для внесения новых изменений?
– Я ознакомился с документами проекта изменений в генеральный план. В чем, на мой взгляд, основная проблема генерального плана? Мне кажется, что тот проект изменений очень сильно "сжимает" рекреационные свободные территории города Иркутска, а также очень сильно увеличивает плотность застройки.
У города Иркутска есть проблемы с рекреационным каркасом, с озеленением, с общественными пространствами. Особенно в Октябрьском районе эта проблема чувствуется. Нам важно не допустить уменьшения объема этих рекреационных территорий, которые находятся в теле города, на городской ткани. Не где-то на окраине, где у нас и так лес, а непосредственно внутри города.
Людям просто некуда выйти из дома. В Октябрьском районе, например, в районе диагностического центра, гулять можно только на площади в районе Волжской, и то это нельзя назвать зеленым пространством, это общественные пространства. И Центральный парк, и Лисихинское кладбище находятся на удалении от той точки. Наличие каркаса рекреационных и общественных пространств крайне важно для города.
Я думаю, это было одним из аргументов, почему генеральный план был направлен на доработку. Потому что как раз в Октябрьском районе есть уплотнение застройки и исчезновение зеленых территорий. В Ленинском районе происходит то же самое.
Еще один момент – это уплотнение застройки в историческом центре города, повышение этажности. Это очень сложный вопрос. Мне кажется, что мы должны наследие свое хранить. Понятно, что центр города не может находиться в таком состоянии, в котором он находится сейчас, но при этом надо соблюдать некоторый регламенты, чтобы на не нарушить гармонию этого места.
Еще обращу внимание на изменения назначения земель в районе болотно-озерного комплекса на Узловой. Там много земель по прошлым предложениям отводится под деловую застройку. То есть весь этот природный комплекс. Вся эта территория "красится" в красный, вместо того чтобы быть зеленой. Это предложение тоже ушло на доработку. Мне кажется, такие моменты нельзя пропускать.
– Стоит ли ожидать расширения границ города?
– Начнем с того, что расширение города уже происходит. Микрорайоны Березовый, Зеленый Берег и другие, которые юридически находятся в Иркутском районе, они по факту являются частью города Иркутска. Сейчас планируется застройка в Мамонах многоэтажная. Это тоже будет часть Иркутска, несмотря на нахождение в Иркутском районе. То есть город растет вширь, поскольку в свое время схему агломерации не сделали до конца и не утвердили, мы не сделали этот защитный пояс, ту зону вокруг города, где нельзя было строить. Сейчас эта застройка расползлась.
Надо решать сложившиеся проблемы, обеспечивать транспортную доступность, социальную инфраструктуру, инженерные сети, но для этого правильнее, чтобы эти территории были в составе Иркутска. Но каждую территорию надо рассматривать отдельно, обосновывать с точки зрения градостроительства, социальных норм, юридических норм и потом принимать решение. Я против того, чтобы взять круг циркулем провести и сказать "вот это теперь территория Иркутска". Если говорить о расширении границ города, то основание для этого есть фактическое, но нужно очень тщательно подойти к обоснованию этого вопроса.
Напомним, ранее предложения по изменению в генплан были отправлены на доработку. В него предполагается внести свыше 80-ти поправок, из них 15 носят принципиальный характер.
Источник: ИА IrkutskMedia