Ограничения на работу арендаторов из-за карантинных мер вынудили девелоперов торгцентров массово переносить сроки открытия объектов, строительство которых началось еще до кризиса. По итогам первого полугодия рынок недосчитался почти половины заявленных проектов в сегменте торговой недвижимости. Девелоперская активность будет значительно ограничена из-за массовой корректировки ритейлерами планов по развитию, прогнозируют участники рынка.
За первое полугодие в Москве введено 138 тыс. кв. м качественных торговых площадей, это заметно ниже заявленных значений. Сроки открытия почти половины качественных торгцентров были перенесены на второе полугодие, когда запланировано сдать 268 тыс. кв. м. Такие данные приводит в своем отчете компания «Магазин магазинов». По данным Colliers International, в Москве с первого на второе полугодие было перенесено открытие сразу трех крупных торгцентров.
По расчетам «Магазина магазинов», в регионах объем ввода оказался в два раза меньше, чем прогнозировалось в начале этого года. Всего было сдано три небольших торгцентра общей площадью 33,8 тыс. кв. м. Общая площадь торговых объектов, заявленных к вводу в регионах до конца 2020 года, оценивается в 475 тыс. кв. м. Если до конца года все запланированные проекты будут реализованы, то в Москве объем ввода торговой недвижимости превысит значение прошлого года в два раза, а в регионах — на 18%, свидетельствуют расчеты «Магазина магазинов». Но шансов на это немного: открытие большинства новых объектов в регионах, по прогнозам ведущего аналитика компании Ярославны Шиловой, может перенестись на 2021 год.
Аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафронова уточняет, что в целом по России на год и более поздний срок перенесен запуск 30% новых торгцентров. Она ожидает, что суммарно девелоперам в России в этом году удастся сдать только 350 тыс. кв. м торговой недвижимости, из которых 230 тыс. кв. м придутся на Москву.
В этом году к массовому переносу сроков ввода заявленных торговых центров, по данным «Магазина магазинов», привели действовавшие весной из-за режима самоизоляции на фоне пандемии COVID-19 ограничения на работу непродовольственных магазинов, заведений общепита и развлекательных центров. При этом вернувшиеся к работе арендаторы начали массово корректировать собственные стратегии развития. «Перенос даты открытия объектов в таких условиях направлен на снижение рисков: низкой посещаемости и сокращения товарооборота»,— объясняет старший аналитик отдела исследований CBRE Екатерина Сизанова.
Сами девелоперы строящихся объектов пока настроены решительно. Директор проектов ADG Group Евгения Осипова рассчитывает на открытие до конца этого года шести объектов. По подсчетам «Магазина магазинов», на ADG приходится 10 из 17 торговых объектов, заявленных в Москве к вводу до конца 2020 года. Договоры с арендаторами в стадии согласования, они уже позволяют заполнить 75% арендопригодных площадей, уточняет госпожа Осипова.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ