В торговые центры продолжают постепенно возвращаться посетители: показатель Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в Москве на 18-й неделе года (3–9 мая) был на 11,9% ниже значения за аналогичный период 2019 года, свидетельствуют данные Watcom group. Разрыв постепенно сокращался и уже на 20-й неделе года (17–23 мая) нивелировался до 4,1%. Президент Watcom Роман Скороходов позитивно оценивает текущую динамику и ждет, что она сохранится в дальнейшем в случае отсутствия потрясений.
Запущенный процесс вакцинации успокоил потребителей, они продолжают возвращаться к допандемийным привычкам»,— комментирует господин Скороходов. Эксперт также обращает внимание на желание горожан обновить гардероб с приходом летнего сезона.
В Санкт-Петербурге также прослеживается тенденция к восстановлению трафика, хоть и не такая выраженная, как в Москве.
Несмотря на то что активность покупателей постепенно восстанавливается, об увеличении темпов открытия новых магазинов в торговых центрах речи пока не идет. Алексей Ванчугов констатирует, что за время пандемии многие ритейлеры сделали ставку на развитие онлайн-бизнеса. «Кроме того, на рынке сохраняется проблема накопленных избыточных площадей, которые работают неэффективно»,— рассуждает он. Тенденция к закрытию убыточных магазинов, по словам эксперта, сохраняется.
Позитивная динамика прослеживается и в стрит-ритейле. Руководитель отдела исследований Maris Алена Волобуева отмечает, что в Санкт-Петербурге по итогам первого квартала вакантность на основных торговых улицах составила 11,3%, увеличившись на 0,2 п. п. к концу года. Но по итогам второго квартала, по прогнозам эксперта, среднее значение может сократиться. Так, в Maris видят традиционное летнее увеличение активности спроса со стороны предприятий общественного питания, которые сейчас формируют половину сделок с помещениями стрит-ритейла в Санкт-Петербурге.
Активно развиваются все возможные форматы: от фуд-траков, кофеен до ресторанов авторской кухни»,— отмечает госпожа Волобуева.
На втором месте по числу сделок по итогам первых пяти месяцев года (январь—май), согласно оценкам Maris, FMCG-сектор (24%), на третьем — аптеки и товары для здоровья (7%).
В Москве, по словам руководителя направления стрит-ритейла CBRE Юлии Назаровой, доля пустующих помещений продемонстрировала снижение уже по итогам первого квартала — на 0,2 п. п., до 14,7%.
Тем не менее, по мнению директора департамента торговой недвижимости JLL Полины Жилкиной, на рынке сохраняется неопределенность относительно восстановления оборотов бизнеса на допандемийном уровне.
На офисном рынке Москвы, по мнению директора департамента офисной недвижимости Knight Frank Марии Зиминой, наблюдается высокий спрос на качественные офисы класса А.
Доля свободных площадей на офисном рынке Москвы при этом продолжает увеличиваться и к концу года, по прогнозам главы департамента офисной недвижимости JLL Алексея Ефимова, достигнет 13,5%, во многом — за счет увеличения объема предложения из-за ввода новых бизнес-центров. Эксперт считает, что запрашиваемые ставки аренды при этом будут находиться в прежних диапазонах.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ