Новая волна ограничений на фоне роста заболеваемости COVID-19 пока не успела оказать существенного влияния на торговую недвижимость: Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) не показывает выраженной динамики. Согласно данным Watcom group, в Москве его значение на неделе 14–20 июня оказалось ниже на 12,1% относительно аналогичного периода докризисного 2019 года, в Санкт-Петербурге — на 16,7%. Этот спад примерно соответствует показателям предыдущих недель.
Директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгения Хакбердиева отмечает, что управляющие торговыми центрами оперативно отреагировали на введенные ограничения: размер предоставляемых дисконтов сейчас доходит до 100% стоимости арендной платы без учета коммунальных и эксплуатационных расходов. «Но все индивидуально и зависит от того, например, предусмотрена ли у арендатора продажа навынос, есть ли возможность работать с выделенной зоной посадки и пр.»,— перечисляет консультант. Долю пустующих площадей в торгцентрах Москвы по итогам первого полугодия (январь—июнь) она оценивает в 12,5%. Это на 2,5 процентного пункта (п. п.) выше аналогичного показателя прошлого года, отмечает эксперт, связывая рост значения с оптимизацией торговых точек ритейлеров.
Консультант направления стрит-ритейла CBRE Ольга Филипенко отмечает рост уровня вакантных площадей в сегменте стрит-ритейла Москвы по итогам второго квартала на 0,4 п. п. относительно значений первого. Арендные ставки, по ее словам, пока не корректируются. Но на фоне новых ограничений эксперт ждет переноса запланированных открытий ресторанов на август-сентябрь и снижения оборотов действующих операторов на 50–70%.
Многие арендодатели будут вынуждены искать компромисс — обсуждать льготный период на срок действия ограничений, быстро произвести ротацию арендаторов в нынешних условиях не получится»,— констатирует госпожа Филипенко.
Хотя собственники помещений пока не настроены на значительные дисконты. Коммерческий директор Realty4Sale Ирина Буренко считает, что новая волна ограничений для рестораторов не такая тотальная, как в прошлом году: она скажется на выручке предприятий общественного питания негативно, но не приведет к почти полному ее отсутствию. На этом фоне собственники, по ее словам, не видят оснований полностью удовлетворять запросы арендаторов, которые часто оказываются чрезмерными. «Например, рестораны, режим работы которых всегда был до 23:00, при запросе скидки и обосновании своих прогнозируемых убытков ссылаются в том числе и на запрет работы ресторанов после 23:00»,— рассказывает госпожа Буренко. Тем не менее она отмечает, что большинство поступивших запросов арендаторов на предоставление льгот на время действия ограничений в компании удовлетворили.
Рынок Санкт-Петербурга последствий роста заболеваемости COVID-19 пока не ощутил. Руководитель отдела исследований рынка Maris Алёна Волобуева отмечает, что на основных торговых улицах вакантность пока демонстрирует небольшое снижение: летом традиционно растет активность заведений общепита. Ставки аренды, по ее словам, не корректируются, незначительное снижение характерно только для наименее ликвидных зон с низкой проходимостью. Дальнейшая динамика, по мнению эксперта, сейчас полностью зависит от развития эпидемиологической ситуации и продолжительности ограничительных мер.
На офисном рынке Санкт-Петербурга ажиотажа пока не наблюдается: согласно предварительным оценкам руководителя отдела исследований Knight Frank St Petersburg Светланы Московченко, совокупный объем сделок за первое полугодие составил около 30 тыс. кв. м, это на 20% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
Александра Мерцалова
Источник: КОММЕРСАНТЪ