Как рассказал РБГ Дмитрий Черный, партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры", законодательная инициатива направлена на обложение налогом владельцев тех земельных участков, которые фактически используются гражданами на основании различных выданных еще в советское время официальных документов, однако права на которые не зарегистрированы в ЕГРП.
"Понятно, почему вопрос поставлен именно сейчас - в кризисные времена, бюджету нужны все возможные источники доходов, - говорит эксперт. - Тем не менее анализ законопроекта позволяет сделать вывод, что он не учитывает ряд важных обстоятельств. Идея о том, что земельные участки должны облагаться земельным налогом вне зависимости от факта регистрации права собственности, давно воспринята арбитражными судами. В частности, в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 23 июля 2009 г. N 54 указано, что в силу добровольного характера регистрации прав на землю налогом должны облагаться и те земельные участки, права на которые подтверждаются не свидетельствами о регистрации в ЕГРП, а выданными "в прежние времена" государственными актами, свидетельствами и другими документами. Однако в том же постановлении делается принципиальный вывод, что земельный участок становится объектом обложения земельным налогом не ранее того момента, как его сформировали в соответствии с земельным законодательством".
Понятие "сформированного" земельного участка, как пояснил Дмитрий Черный, в законодательстве не раскрывается. Но на практике участок признается сформированным не ранее установления его границ и площади и определения местоположения участка на местности, а желательно еще и после постановки участка на кадастровый учет. Такой учет имеет особое значение в данном случае, так как базой для налогообложения признается цена участка, отраженная в кадастровом реестре.
Авторы проекта указывают, что граждане не спешат с регистрацией своих прав на землю из-за дороговизны землеустроительных работ.
"Но в таком случае законопроект не решает тех задач, которые ставят перед ним его авторы, - считает Дмитрий Черный. - Отметим, что Верховный суд в свое время не поддержал отнесение к объектам налогообложения несформированных земельных участков (определение ВС РФ от 12 июля 2006 г. N 5-Г06-57). Если же участок сформирован, то и права на него, скорее всего, зарегистрированы, а следовательно, и без предлагаемых поправок в НК РФ собственники должны уплачивать земельный налог. Если землеустроительные работы проведены, но права не зарегистрированы, то стоит разобраться, почему так произошло. Например, если из-за бюрократических препонов гражданину приходится признавать право собственности на "сформированный" участок через суд или обжаловать бездействие чиновников (а таких случаев немало), то требовать от такого гражданина уплаты еще и налогов представляется не вполне правильным".
Регина Хафизова, старший юрисконсульт департамента налогов и права УК "Независимые директора", также отметила, что остается неясным, каким образом перечисленные в законопроекте правоустанавливающие документы попадут в налоговый орган. "Ведь для органов местного самоуправления, садоводческих товариществ и гаражных кооперативов не установлена обязанность представлять в налоговый орган эти документы, - говорит эксперт. - На наш взгляд, для реализации благой цели пополнения местного бюджета необходимо в первую очередь, чтобы местные власти поспособствовали в ускоренном и упрощенном формировании земельных участков и получении организациями и физическими лицами "новых" свидетельств о соответствующих правах на земельные участки".
Юлия Васильева
Источник: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА